Порядок проведения экзамена и рекомендации для сдающих

 Порядок проведения экзаменов и подачи заявок на уровни Базовый 2, (Introductory 2) и Джуниор 1, 2, 3 (Junior Intermediate 1, 2, 3).

 
 Экзамен состоит из 4-х частей:

1. Контрольная
2. Пранаяма
3. Практика
4. Обучение

Каждая часть экзамена сдается отдельно, независимо друг от друга и оценивается в баллах. Экзамен считается сданным, если все 4 части соответствуют проходному баллу. Экзамен считается сданным с условием, если какая-то часть экзамена не соответствует проходному баллу. В этом случае эту часть экзамена можно пересдать через 6 месяцев. Контрольную можно переписать в течение 2-х месяцев.
 

1. Контрольная включает вопросы, соответствующие уровню экзамена.

Состоит из следующих разделов:
 
- Вопросы по практике: 
  • Для всех уровней необходимо знать перевод поз, все, что написано об этих позах в книгах «Прояснение йоги» Б.К.С. Айенгара и «Йога для женщин» Гиты С. Айенгар, «Йога в действии: Начальный курс» Гиты С. Айенгар. 
  • Уметь составлять последовательности, подходящие для учеников начального уровня.
           
- Bопросы по пранаяме: 
  • необходимо знать все, что написано о соответствующих уровню экзамена пранаямах в книге «Прояснение пранаямы» Б.К.С. Айенгара.
 
- Вопросы по анатомии: 
  • необходимо знать программу по анатомии своего уровня и предыдущих экзаменов,
 
Базовый 2
1. Название, форма, расположение важнейших костей скелета человека, строение позвоночника
2.  Название, расположение и функции важнейших мышц в теле человека.
3. Базовые знания по строению, расположению и функциям основных органов в теле человека по книге «Основные методические указания для преподавателей йоги» Б.К.С. Айенгара и Гиты С. Айенгар.
4. Различие между связками, сухожилиями и мышцами. Строение сустава на примере одного из суставов.
5. Различие между скелетными мышцами, гладкими мышцами и сердечной мышцей, их функции.
6. Структура и функции основных систем в теле человека по книге «Основные методические указания для преподавателей йоги» Б.К.С. Айенгара и Гиты С. Айенгар.
 
Джуниор 1 
1. Структура и работа следующих суставов тела человека:
голеностопный сустав, колено, тазобедренный сустав, крестцовоподвздошный сустав, суставы позвоночника, плечо, локоть, запястье.
 2. Возможные проблемы в суставах и в позвоночнике.
 
Джуниор 2
1. Структура и работа органов и систем тела человека.
2. Возможные проблемы со здоровьем, требующие модификации практики.
3. Реферат по анатомии
 
Джуниор 3
Знание предыдущего материала по анатомии и возможным проблемам в теле человека.
 
 - Вопросы по терапии
 
Базовый 2
1. Базовые знания по модификации практики по программе уровня Базовый 1, 2 с использованием приспособлений для людей с отсутствием серьёзных проблем со здоровьем,
2. Умение модернизировать программу с использованием материалов для учениц с менструацией
3. Знание последовательности, рекомендованной женщинам во время менструации (см. статью «Практика йоги для женщин в течение всего цикла. Гита С. Айенгар.»)
4. Умение учить Сарвангасане на стуле, Ширшасане на верёвках
 
Джуниор 1
1. Способность модифицировать последовательность и позы при проблемах с осевым и добавочным скелетом (позвоночником, голеностопным суставом, коленом, тазобедренным суставом, плечом, локтем, запястьем).
Различные варианты выполнения перевернутых поз.
 
Джуниор 2
1. Способность модифицировать последовательность и позы при проблемах с внутренними органами и системами тела человека (щитовидная железа, высокое, низкое давление…женские проблемы)
2. Работа с беременными.
 
Джуниор 3
1. Знание терапии предыдущих уровней.
 
- Вопросы по философии.
 
Базовый 2
- Определение понятия йога.
- Понятие йоги Айенгара
- Понятие читта, из чего состоит читта, Сутра 1.2
- Базовое определение 3-х гун
- 8 ступеней аштанга йоги
- Яма и нияма, как они проявляются в личной практике и обучении.
- Понятие читты, 5 состояний читты (мудха, кшипта, викшипта, экагра, нирудха), виды читты (Панча вритти) Сутры 1.2-1.11
- 5 омрачений сознания (клеши) Сутры 2.3-2.9
- Эффекты ямы, ниямы, асан, пранаямы. Сутры 2.30 – 2-53
- Определение карма-, бхакти- и джнянайоги
- Понятие крийя йоги. Сутры 2.1-2.2
 
По книгам:
  • «Основные методические указания для преподавателей йоги», Б.К.С. Айенгар и Гита С. Айенгар
  • «Прояснение йоги», Б.К.С. Айенгар
  • «Йога для женщин», Гита С. Айенгар
 Джуниор 1
- Понятия Ишвара (Пуруша Вишеша), пуруша и пракрити
- Аштанга йога, 8 составляющих йоги, эффекты воздействия каждой из ступеней. Сутры 2.28-2.55, 3.1-.3.3
- Садхана и ее виды. (Бахиранга, Антаранга, Антаратма садханы) Сутры 3.7- 3.8
- Препятствия на пути практики йоги. Сутры 1.30-1.31
- Абхьяса и вайрагья Сутры 1.12-1.16
 
Джуниор 2
- Соотношение между тремя типами садханы, видами дисциплины и составляющими аштанга –йоги. Соотношение между аштанга – йогой, крия-йогой, тремя типами садханы и 4-мя путями.
- Космология природы. Понятие дришья и драшта. 5 грубых элементов (стихий) панчамахабхута, 5 тонких аспектов – панчатанматра. 5 органов действия. 5 органов восприятия. Процесс эволюции и инволюции природы.  Три «шариры». 5 телесных оболочек. Сутры 2.18 - 2.23
- Теория кармы согласно Патанджали. Виды боли, причина боли, как избегнуть боли. Сутры 2.12-2.17
 
Джуниор 3
- Понятие совести (вивека). Способность проводить различения. 7 состояний осознанности. Сутры 2.24-2.27
- Понятие самъямы. Преображение сознания Сутры 3.1-3.9
- Как привнести учение Патанджали в обучение асанам и пранаяме.
Реферат по философии.
 

2. Пранаяма – согласно уровню экзамена.

3. Экзамен по практике
последовательность согласно уровню экзамена.

4. Экзамен по обучению

Продолжительность и формат экзамена по обучению:

Базовый 2 – 30 минут. Обучение 6-ти асанам, одна старая, остальные новые.
Джуниор 1 – 40 минут, Обучение 6-ти асанам.
Джуниор 2, 3 – 45 минут, Обучение 6-ти асанам.
 
Кандидат учит непрерывно, экзаменаторы его не прерывают. Когда прошла половина времени, один из экзаменаторов сообщается об этом кандидату.
 
Проверка педагогических навыков:
 
Базовый 2 - Кандидаты на этот уровень должны освоить следующие навыки:
 
1. Эффективность демонстрации
  •  используйте название асаны на Санскрите и перевод на русский язык для связи с асаной и ее описанием
  •  демонстрируйте правильные движения
  •  располагайтесь под оптимальным углом зрения, если необходимо меняйте ракурс
  •  демонстрация должна быть точной и лаконичной
  •  используйте основные, базовые инструкции
  •  используйте указывающие жесты только по необходимости, не злоупотребляйте ими
  •  показывайте улучшение, находясь в асане
 2. Ясность инструкций
  • обучайте асане так, как было продемонстрировано
  • инструкции должны быть ясными
  • давайте ученикам время, чтобы они услышали и усвоили указания
  • давайте прямые, а не описательные инструкции (то есть говорите, как делать движение или действие: например, «разворачивая заднее бедро наружу, поверните таз влево»)
  • чётко обозначайте направления действий (например, «удлиняйте внутреннее бедро от таза к колену», «разворачивайте корпус к окну» и т.п.)
  • повторяйте указания для повышения понимания у учеников
  • каждая асана выполняется 2 раза, так большинство учеников учится быстрее
  • улучшайте свою речь и знание русского языка
 3. Наблюдение и исправление учеников
  • сперва исправляйте базу, начинайте с фундамента позы
  • следите за учениками, чтобы они следовали тому, что вы учите
  • после вашей коррекции или поправки поза учеников должна улучшиться
  • никто из учеников не должен быть проигнорирован или не замечен, учитесь видеть весь класс
  • тем, кому необходимо, помогайте словесно указаниями или применяйте материалы (но не терапевтические варианты)
  • показывайте, как использовать материалы, когда это необходимо
  • делайте поправки руками в позах стоя, помогая тем, кому необходимо
  • помогайте ученикам в перевёрнутых асанах, а также поправляйте руками
 4. Точность и знание асаны
  • учите правильным инструкциям как выполнять асану
  • давайте информацию что делать
  • корректно вводите и выводите учеников из асаны
  • используйте действие и противодействие
  • объясняйте, что должно быть зафиксировано, а что действовать (вытягиваться, удлиняться, втягиваться и т.п.)
  • детализируйте работу конечностей и частей корпуса в асанах
  • вводите указания в правильной последовательности
  • точно формулируйте что и как улучшается в асане
  • объясняйте геометрию поз
  • объясняйте основные действия в позах
  • изучите противопоказания каждой асаны и предупреждайте о них учеников
5. Присутствие учителя и контроль класс
  • организуйте пространство класса для наблюдения и выполнения асаны
  • удерживайте внимание учеников, не давайте им спешить или делать свои вариации
  • располагайтесь так, чтобы все ученики вас видели и не крутили головой
  • делайте позу вместе с учениками зеркально для них
  • используйте повелительное наклонение
  • используйте контакт глаз чтобы установить взаимопонимание и привлечь внимание класса
  • используйте голосовые акценты в обучении
  • будьте спокойны, тактичны, 
  • вдохновляйте, будьте твёрже и будьте вовлечены
 6. Темп урока
  • речь должна быть динамичной, но с паузами
  • объясняйте только то, что вы хотите улучшить в позе, чтобы объяснение не было затянутым
  • следите за временем и темпом последовательности асан
  • следите за временем пребывания учеников в асанах
7. Стабильность и зрелость
  • не показывайте своё расстройство ученикам
  • учитесь справляться с волнением
  • будьте сострадательны
8. Внешний вид и поведение
  • одежда должна быть скромной (не просвечивает, футболки нормальной длины, минимум украшений)
  • одежда должна быть опрятной и чистой
  • будьте более вежливы и уважайте учеников
 Порядок введения «новой позы»:
  • назвать на санскрите;
  • перевести название на русский язык;
  • показать позу молча;
  • объяснить позу;
  • выполнить вместе с учениками, одновременно используя базовые инструкции;
  • показать общую ошибку, допущенную учениками в позе, исправить ее на себе;
  • ученики еще раз выполняют позу, учитель следит за исправлением ошибки.
 
Примечание: Позы с использованием стула (Дви Пада Випарита Дандасана и Урдхва Дханурасана) тоже вводятся как «новая поза». Только в случае недостатка времени их можно сделать один раз, но подробно объяснив. Также, в случае если кандидат не укладывается во времени, можно Ардха Матсиендрасану объяснить, как новую, сделать с учениками вправо, потом объяснить улучшение и сделать с учениками влево. В этом случае позы буду оценены, но с понижением бала за темп.
 
Порядок выполнения «старой позы»:
  • выполнить позу, как известную позу вместе с учениками;
  • показать на себе развитие позы;
  • ученики выполняют позу второй раз, следить и побуждать учеников инструкциями к выполнению предложенной работы в позе.
Порядок выполнения перевёрнутых поз:
  • объяснить асану: вход и выход, структуру и основные действия;
  • ученики делают 1 раз.
 Примечание: Вход и выход в Сарвангасану объясняется и показывается из Халасаны двумя согнутыми ногами. Сама Сарвангасана считается «старой позой», поэтому требуется более подробное объяснение работы в ней. Вариации Сарвангасаны и Халасаны объясняются вместе с Сарвангасаной. Ученики делают все позы цикла Сарвангасаны-Халасаны по 1 разу, затем выходят. Также надо уметь учить Сарвангасану как «новую позу» и вводить в нее из Халасаны со стула, поднимая по одной прямой ноге.
 
Порядок использования материалов:
  • попросите учеников принести все материалы, которые планируется использовать для выполнения асаны;
  • объясните, как их приготовить;
  • затем демонстрируйте и объясняйте асану, используя приготовленные материалы;
  • ученики делают.
Джуниор 1 - кандидаты должны уметь связать действия в  асанах, создать связь в последовательности и деталях, двигаясь от асаны к асане. Начиная с этого уровня, детали в асанах должны быть более тонкими и глубокими.

Джуниор 2 - кандидаты должны модифицировать асаны в контексте класса для учеников с проблемами. Начиная с этого уровня, в класс допускаются ученики с проблемами.

Джуниор 3 - кандидаты должны успешно показать усвоение всех предыдущих уровней, а также уметь привнести учение Патанджали в обучение класса.
 
Последовательность для обучения на все уровни:
  • Последовательность асан выдается экзаменаторами. Обучать надо только тем позам, которые включены в последовательность.
           
Дополнительные вопросы:
 
Дополнительные вопросы задаются только по окончания обучения в течение 10 минут (на все уровни). На уровень Базовый 2 проверяется умение использовать материалы для учеников с отсутствием проблем со здоровьем, а также знание базовых поправок по программе асан. Начиная с уровня Джуниор 1, вопросы могут быть по практике (исправление учеников, использование материалов, знание работы тела в определенной асане), терапии (в соответствии с уровнем экзамена,) а также вопросы по теории.

 

Официальные центры йоги Айенгара (открыты по письменному разрешению БКС Айенгара)

Москва

Екатеринбург

Санкт-Петербург

Самара

Ярославль

Центры, в которых преподают йогу Айенгара

Москва

Санкт-Петербург

Владивосток

Владимир

Вологда

Воронеж

Геленджик

Екатеринбург

Ижевск

Казань

Каменск-Уральский

Королёв

Краснодар

Курск

Набережные Челны

Нижний Новгород

Новосибирск

Пенза

Пермь

Ростов-на Дону

Ставрополь

Тольяти

Тюмень

Ульяновск

Уфа

Хабаровск

Харьков (Украина)

Ярославль

Йога Айенгара в мире

Право использования марки Хануманасаны ™ на территории России принадлежит Некоммерческому Партнерству “Содействие развитию Йоги Айенгара в России”.
Ассоциация и Некоммерческое Партнерство “Содействие развитию Йоги Айенгара в России” выражает благодарность “Yoga Journal” за предоставленные материалы.
© Ассоциация и Некоммерческое Партнерство “Содействие развитию Йоги Айенгара в России”. Все права защищены.